Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье)

История храма


Святой прп. блгв. князь Даниил Московский
Святой князь Даниил

История храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе тесно связана с древнейшей из московских обителей — Свято-Даниловым монастырем, основанным в 1270–1280 годах святым благоверным князем Даниилом Александровичем — первым из московских князей. Строительство Даниловского монастыря началось с возведения деревянного храма во имя небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника.

Для обеспечения ежедневных нужд обители около нее было размещено несколько крестьянских дворов, из которых впоследствии образовалась Даниловская слобода. Сам князь Даниил в конце своей жизни принял монашеский постриг в устроенном им монастыре, и здесь же был погребен в 1303 году. Могила его прославилась многими чудесами и исцелениями.

В 1330 году, после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. В Степенной книге XVI века это описывается так:

«Мнозем же летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде... яко ни следу монастыря познаватися, токмо едина церковь оста во имя святого Даниила Столпника, и прозвася место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху ни бяши, аки не бысть».
Погребение святого князя Даниила на монастырском кладбище. Литография 1903 г.
Погребение святого князя Даниила

Храм Даниила Столпника, ранее принадлежавший монастырю, стал приходским. Вокруг него образовалось сельское кладбище. Предание повествует о чудесном явлении похороненного здесь Даниила Александровича (его могила была потеряна) Ивану IV Грозному, после чего монастырь был восстановлен в 1560 г., но не на своём прежнем месте, а в 500 м. севернее. На древнем кладбище в это время находилась деревянная приходская церковь. Согласно летописному указанию 1627–1628 годов, за монастырем была:

«Слобода, что исстари слыло село Даниловское, а в ней церковь преподобного Данила Столпника, деревянная, клетцки (т.е. на фундаменте из положенных одно на другое брёвен в виде клетки), строение монастырское и приходных людей, а у церкви (поп, церковный дьячек, проскурница) … келья, а в ней живут нищие питаются от церкви Божией, да в слободе ж крестьян … (16 дворов 21 мужского пола) … да в тои же слободе бобылеи … (12 дворов 12 мужского пола)».
Московский Данилов монастырь. Гравюра Пиккара, 1700 г.
Московский Данилов монастырь. 1700 г.

В 1699 году на месте обветшавшей церкви преподобного Даниила Столпника на средства прихожанина Федора Васильева был сооружён новый храм — предшественник существующего. Его фундамент, найденный во время археологических раскопок 1989 года, сохранился в подклете ныне существующей церкви.

В 1722 году в храме уже не значился престол святого Даниила Столпника, а главный престол был освящен в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). Данное название содержало в себе идею торжества обновления святых мест, почитаемых христианами. Три остальных придела были освящены в честь святителя Николая Чудотворца, пророка Илии и святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

И. Н. Рыбников, ктитор храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Гравюра XIХ в.
И. Н. Рыбников
Церковь Воскресения Христова за Даниловым монастырём, 1882 г.
Церковь Воскресения Христова, 1882 г.
Xрам Воскресения Словущего. Вид с Москвы-реки. Начало ХХ в.
Вид на храм с Москвы- реки. Начало ХХ в.

Существующий храм сооружён в 1834–1837 годах на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Москвы Ивана Назарьевича Рыбникова.

Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф. М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх приделов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый — во имя святителя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.

Храм был освящен в 1837 году. В соответствии с резолюцией святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, от 12 июня 1845 года на церковной земле потомственными гражданами Николаем и Павлом Рыбниковыми были устроены женская богадельня на двенадцать человек и церковно-приходская школа.

В 1872 году по инициативе настоятеля храма священника Василия Смирнова и по благословению, святителя Филарета храм был утеплен посредством устроения в его подвале духовых печей.

Братия Свято-Данилова монастыря, 1927 г.
Братия Свято-Данилова монастыря, 1927 г.
Св. прпмч. Серафим (Щёлоков)
Св. прпмч. Серафим (Щёлоков)
Храм Воскресения Словущего. Вид с северной стороны, 1932 г.
Вид на храм с северной стороны, 1932 г.
Храм Воскресения Словущего. 1986 г.
Храм Воскресения Словущего. 1986 г.

После революции 1917 года Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря после его закрытия в 1930 году. Сюда же была перенесена рака с мощами преподобного Даниила Московского.

Но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Большинство служивших священнослужителей были арестованы и подверглись репрессиям, многие расстреляны. Двое из них — архимандрит Серафим (Щёлоков) и игумен Сергий (Чернов) впоследствии прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Закрытие самого храма последовало в 1933 г. Утварь была разграблена, пропали святые мощи преподобного Даниила.

В дальнейшем здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего — Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами.

В 1983 году комплекс Данилова монастыря был возвращен Патриархии, но храм по-прежнему оставался занятым фабрикой. Формально переданный верующим в 1985 году, Воскресенский храм вновь стал действующим лишь в 1989 году, когда малым чином был освящен придел во имя святителя Николая. К моменту передачи храма в 1988 г. более половины фресок не подлежали восстановлению или были уничтожены.

Заботами многолетнего настоятеля протоиерея Геннадия Бороздина после продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.

Великое освящение храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, 14 августа 1998 г.
Великое освящение храма, 14 августа 1998 г.

Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 14 августа 1998 г. в праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Святейший Патриарх в сослужении архиепископов Солнечногорского Сергия и Истринского Арсения совершил в храме Воскресения Словущего чин освящения центрального Воскресенского алтаря, а также боковых приделов во имя святителя Иоанна Златоуста и Святителя и чудотворца Николая. В память об этом событии Святейший Патриарх передал в дар храму икону святителя Питирима Тамбовского.

Из слова Святейшего Патриарха Алексия II в день освящения храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе:

«Мне вспоминается 1986 год, когда я был председателем Комиссии по принятию реставрационных работ и строительства на территории Свято-Данилова монастыря. Монастырь был передан Церкви в 1983 году, и к 1986 году он уже приобретал свой современный вид, а здесь, в храме Воскресения Словущего, располагался завод по производству зонтов. На нашу просьбу разрешить провести работы по восстановлению исторического внешнего облика храма директор завода ответил, что этот вопрос обсуждался на партийном собрании и по идеологическим причинам завод не может работать под крестами. Тогда я сказал директору: „Как же в Московском Кремле, осененном крестами кремлевских соборов, проходят съезды партии?“. Через неделю было дано согласие и мы начали устанавливать кресты и облагораживать внешний вид храма. В 1987 году завод выехал и освободил помещение храма. Вся живопись, все внутреннее убранство храма было утрачено. И вот, через десять лет, храму возвращены прежние благолепие и красота».