Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье)

Проповедь Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Блаженнейший митрополит Киевского и всея Украины Владимир

Нынешний праздник Обновления храма переносит наши мысли в Иерусалим, но не к храму Соломона на горе Мориа, а к храму, построенному царицей Еленой на горе Голгофе.

Священные места Гроба Господня и Голгофы были осквернены язычниками. Гроб Господень был засыпан, а на Голгофе был построен храм богини Венеры. Весь Иерусалим был разрушен, и на его месте вырос новый город с новым наименованием. Все, казалось, было сделано, чтобы забыть о Христе, о святых местах, о святом городе.

Но вот христианам дана свобода. По желанию царя Константина, его мать, царица Елена отправляется в Палестину. Она находит святые места, очищает их и освящает, начинает при патриархе Макарии постройку величественного храма. Храм этот включает в себя Гроб Господень и Голгофу. Величественная постройка была закончена в 335 году, когда царицы Елены уже не было в живых. На торжество обновления (освящения) нового храма Иерусалимского съехались епископы всей Азии и Африки, собралось множество народа со всей вселенной. Это было в нынешний день - 13 сентября. И тогда же было установлено: событие освящения, обновления Иерусалимского храма - матери всех Церквей - праздновать всем Церквам.

Бог даровал миру великое счастье - Церковь святую, даровал Иерусалимский храм Воскресения, даровал святые храмы, в которых по всей вселенной теплятся молитвы и возносятся славословия. Как только что слышали мы из святого Евангелия: «Господь создал Церковь и дал обещание, что врата ада никогда не одолеют ее» (Мф. 16.18).

«и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». — Мф. 16.18

Церкви Бог дал ключи Царствия. Церкви дал Бог право раздавать верующим дары непреложного Божественного благоволения.

«В храме Божием очи и сердце Его пребывают во все дни» (3 Цар. 9.3).

«И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей]. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». — 3 Цар. 9.3

Здесь Господь, являя Свое благодатное присутствие, простирает ко всем любвеобильный голос:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». — Мф. 11.28

От чего успокою? - От бед житейских, от тяжести грехов и скорби душевной. Мало того, - Он не только успокоит, но и подаст утешение и облегчение всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, милости Божией и помощи требующей.

Священное Писание, Священное Предание, история Церкви Христовой и ее религиозный опыт свидетельствуют о том, что в храме Божием люди сподобляются благодатной помощи Божией. Праведная Анна, мать пророка Самуила, получила просимое-разрешение неплодства-в храме. Пророк Захария получает отнятие поношения неплодства в храме. Преподобная Мария Египетская, великая грешница, сподобилась дара покаяния в притворе храма. Многие получали дар исцеления в храмах. И теперь источается много даров милости Божией в храмах. Благодать Божия всегда пребывает в Церкви Христовой. Своими молитвами Церковь освящает нашу земную жизнь. Она сильна не только облегчить тяжкую участь нашу за гробом, но и властна открыть и закрыть нам дверь небесную, по праву, данному ей Господом:

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». — Мф. 18.18

По воле Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа путь к вечной блаженной жизни пролегает через храм Божий. В храме Божием утверждена лестница, возводящая нас в Царство Небесное. В храме все напоминает о небе, все возносит умы и сердца к Богу. И архитектура храмов, и живопись, и богослужение, и святые иконы, и действия, и обряды - все свидетельствует о горнем, все зовет человека ввысь. Храм Божий - это место совершения святых Таинств, это училище веры и благочестия, которое преподается от имени Бога, во имя Божие, от престола Божия, преподается Богом избранными и Богом поставленными служителями Церкви.

В храме Божием мы имеем счастье молиться. Молитва - это непременное условие получения благодати Божией. Можно и нужно молиться и дома, но домашняя молитва может быть холодной и слабой. В храме же Божием молитва каждого из нас подкрепляется и согревается общей молитвой христиан, молитвой богоставленных священнослужителей, главное же - бескровной жертвой во время Литургии. В храме молитвенно соединяется земная и небесная Церковь. Едиными устами и единым сердцем мы славим Господа, молимся Ему о прощении наших грехов, о даровании нам великих и богатых милостей.

Нынешний праздник - это не только воспоминание исторического события, он имеет и духовный смысл, ибо напоминает нам слова апостола Павла о том, что «каждый человек - храм Божий и что Дух Божий в нас живет» (1 Кор. 3.16).

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»— 1 Кор. 3.16

Каков же наш храм? Не завален ли он камнями, не осквернен ли злыми делами? И Церковь словами Богослужения ныне зовет:

«Обновляйтесь, братие, и ветхого человека отложивша, в новости жизни жительствуйте...»
«К себе восходи, человече, буди нов вместо ветхаго и души празднуй обновление дондеже время живота...»

Иисусе Воскресший, обнови наши телесные храмы и воскреси души наши. Аминь.