Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

Проповедь иерея Даниила Торопова, посвященная Великому Посту

Иерей Даниил Андреевич Торопов

Дорогие Братья и Сестры!

Сегодня Прощеное Воскресение, последний день перед началом Великого Поста. С завтрашнего дня отрывается нам путь духовного труда и покаяния, по которому Святая Церковь в течении нескольких недель, будет нас вести к встрече Светлого Христова Воскресения.

Святая Церковь с древнейших времен готовит христиан к достойной встрече праздника всех праздников посредством 40-го дневного испытания. Сама продолжительность поста — 40 дней — имеет своей целью напомнить нам о том духовном подвиге, в котором пребывал в пустыне Господь наш Иисус Христос.

«Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».  — Мф. 4, 1–2

В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). Иисус Христос не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23).

Пост — это духовный и физический труд. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какой-то тяжелый груз, и он для тебя невыносим. Воздержание в пище, которое предлагает нам Святая Церковь, имеет целью укрепить духовные силы человека, освободить его от зависимости в пище, помочь достигнуть внутренней целостности.

В период Великого Поста христианин достигает такого внутреннего состояния, при котором он смиряет себя перед Богом более чем когда-либо, осознавая свою греховность и недостоинство. И в то же время человек совершает усилие, чтобы отказаться от своих греховных привычек и страстей, решается устремиться навстречу спасающей Благодати Божией. «Постящиеся телесне, — напоминает нам Святая Церковь, — постимся и духовне», — то есть будем стремиться воздерживаться от гнева и раздражительности, от зависти, жадности и гордости, от осуждения других и прочих наших недостатков.

Каждый из нас осознает свои грехи и недостатки. Великий Пост является прекрасным временем, когда мы можем не только задуматься о них, но и сделать все для их исправления. Великий Пост — это время, когда мы можем постараться освободиться хотя бы от одной из наших греховных привычек.

Мы так часто раздражаемся и гневаемся на других, что порой не замечаем этого и не считаем это за грех. По-видимому, из-за того, что он часто повторяется в повседневной жизни. Для того, чтобы избавиться от порока гнева, нужно, по крайней мере научиться не отвечать на те раздражители, которые неизбежно присутствуют в нашей жизни. Если нам недобрым словом наносят обиду или возникают досадные обстоятельства, то прежде чем дать волю своему гневу, необходимо остановиться, успокоиться, дождаться пока приступ раздражительности пройдет. Святитель Григорий Богослов считал потерянным тот день, когда был борим гневом и раздражительностью, ибо он чувствовал, что после этого терял дерзновение пред Богом на молитве, для того, чтобы исполнить заповедь Божию: не воздавать злом за зло, ибо Господь говорит:

«Мне отмщение, аз воздам». — Рим. 12.19

Кроме гнева и раздражительности, в период Великого Поста мы будем стараться сугубо бороться с грехом осуждения. Мы очень хорошо замечаем недостатки других, вернее, свои прежние грехи видим в других, как в зеркале, и падаем через осуждение и удаляемся от Бога. Господь наш Иисус Христос со страниц Евангелия предостерегает нас от греха осуждения:

«Не судите, да не судимы будете» — Мф. 7.1

Зная это, мы часто оправдываем себя словами: «Я ведь не осуждаю, а только рассуждаю». Но будем помнить, что очень трудно провести грань и отличить осуждение от рассуждения. Грех — это болезнь, которая требует лечения. И как мы не осуждаем больных людей, за то, что они болеют, так не должны осуждать и грешных людей за то, что они грешат.

В течении Великого Поста нам предстоит понудить себя к искреннему покаянию. Покаяние — это не просто сожаление о том, что мы сделали недостойного и плохого, это не просто раскаяние, не просто утверждение того факта, что мы не такие, какими должны быть. Покаяние — это решимость измениться, решимость исправить свои поступки, решимость отказаться от плохих поступков и привычек, и стремиться совершать добрые дела.

Господь, «не хотя смерти грешника», ждет от нас решимости идти по пути исправления. И на покаяние мы должны смотреть, как на великую милость Божию по отношению к роду человеческому. Ибо если бы не было покаяния, то благоразумному разбойнику не открылись бы двери рая. Если бы не было покаяния, то апостол Петр, не был бы первоверховным апостолом. Если бы не было покаяния, то царь Давид, когда впал в грех, не был бы больше пророком. Если бы не было покаяния, то никто не спасся бы из жителей Ниневии.

Святая Церковь, как чадолюбивая мать, хочет, чтобы каждый из нас был окрылен был надеждой на милосердие Божие. Всемилостивый Господь ждет нашего обращения от греховного состояния и примет нас в Свои Отеческие объятия, как принял Он евангельского блудного сына.

Мы люди и живем среди людей, у каждого из нас есть свои достоинства, но есть и свои недостатки, свои слабости. И мы обижаем и унижаем своих ближних, хотя, быть может, того сами и не желаем, и нас оскорбляли и унижали. И если хотим мы, чтобы нам другие прощали обиды, должны прощать и мы. Хотим, чтобы нас не обижали, не обижать других должны и мы. Хотим, чтобы нас любили, должны любить и мы. Сегодня мы стоим на пороге Великого поста и наш святой долг со всеми примириться, у всех испросить прощения и самим всех простить.

Будем судить друг друга судом любви и всепрощения, а не судом гнева и раздражения, чтобы и Всемилостивый Господь, встретив каждого из нас на Страшном Суде, судил по Своей милости и любви, а не по справедливости и правосудию.

Дорогие братья и сестры! Если хотим, чтобы грядущий пост был угоден Богу и спасителен для нас, если хотим, чтобы наши молитвы были благоприятны Богу, если хотим, чтобы наше покаяние было спасительным для нас, а Причащение Святых Христовых Таин животворно, то примиримся друг с другом и с примиренным сердцем вступим в Великий Пост. Аминь