Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва на Божественной литургии в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасху)

Протоиерей Сергий Звонарёв

Христос Воскресе!

В этих словах, многократно произносимых нами со времени Святой Пасхи, звучит христианская вера в то, что Господь Иисус Христос истинно воскрес. Он преодолел безжалостный закон падшей человеческой природы, разрушил оковы смерти и утвердил закон вечной жизни. Будучи первенцем из мертвых (1 Кол. 1, 18), Он проложил путь к спасению всякому верующему во имя Его. Этому пути восхождения в Горний мир Христос Спаситель и учил Своих апостолов и последователей.

И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,— 1 Кол. 1, 18

Сразу по Своём воскресении Господь неоднократно являлся близким Ему людям — сначала женам Мироносицам, затем ученикам. Целью таких посещений было уверение в том, что их Божественный учитель воскрес, что прошло время скорби и наступил день новой жизни. О двух таких явлениях мы и слышали сегодня с вами в Евангельском чтении.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует об этом так. Ученики, из боязни перед иудеями, собрались вместе в одном из домов Иерусалима, двери которого были крепко заперты. Вдруг в доме появился Иисус: преподав им мир, Он показал собравшимся свои пробитые гвоздями руки и ноги, пронзённые копьём римского воина рёбра. Такое чрезвычайное явление обрадовало учеников. Впрочем, мало их изменило, поскольку приходя во второй раз через восемь дней, уже ради отсутствовавшего при первой встрече апостола Фомы, Господь вновь обрёл их сидящими из боязни за закрытыми дверями. При этом Воскресший Христос терпеливо даёт апостолу Фоме убедиться, что следы крестных страданий, равно как и Он Сам, не призрачны, но реальны. В ответ ученик Христов Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28), свидетельствуя, тем самым, что у него больше не осталось ни тени сомнений в действительности восстания из мертвых Христа Иисуса.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!— Ин. 20, 28

Зададимся вопросом, для чего Господу было так важно убедить Своих учеников в истинности Своего воскресения? Ответ прост. Чтобы стать проповедниками евангельского учения в различных народах, апостолы должны были явственно осознавать, что всё, чему учил их Иисус Христос в своих словах и делах, Его крестные муки, но в ещё большей степени Его славное воскресение — это истина. И ради неё можно не только жить, претерпевая лишения и страдания, но и отдать саму эту жизнь. Таковой и стала история апостольской проповеди, а уверение апостола Фомы — её символом.

В Своём явлении ученикам Господь указывает и на содержание благовестия, которое должны были нести апостолы в окружающий мир, а именно верою проповедовать из мертвых воскресение Христа (Стихиры на литии Великой вечерни Недели Антипасхи). Поэтому совершенно не случайно Христос предстаёт избранным Своим в теле страдания, озарённым светом победы над смертью. Тем самым Божественный учитель утверждает апостолов, а через них и все поколения верующих в мысли о том, что путь спасения, наследования Небесного Царства — это путь подражания Ему. К такому подражанию призывает святитель Григорий Богослов: «Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для нас» (святитель Григорий Богослов. Слово 1 на Пасху и о своем промедлении).

Невозможно прийти ко Христу, минуя труды по воплощению в жизни евангельских идеалов сострадания и милосердия к ближнему, взращиванию в сердце христианской любви и надежды. Невозможно и стать наследником Воскресения без того, чтобы взойти на крест кроткого и смиренного претерпевания житейских бед, скорбей и невзгод. Уже упоминаемый святитель говорит: «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне воскресаю» (святитель Григорий Богослов. Слово 1 на Пасху и о своем промедлении).

В Своём славном Воскресении Господь влечёт каждого из нас к изменению, к тому, чтобы мы стали новой тварью (2. Кор. 5, 17), научились жить иначе. В этом смысле Воскресение Христово — водораздел, отделяющий жизнь на «до и после». И в этой последующей жизни её важнейшим принципом должна стать вера. Её в полной мере явили собой апостолы, переродившиеся — по слову святителя Димитрия Ростовского — из боязливых рыбарей в самоотверженных проповедников Христовых (святитель Димитрий Ростовский. Воскресение Христово).

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.— 2. Кор. 5, 17

Обращают на себя внимание слова Воскресшего Господа, обращённые апостолу Фоме, а в его лице ко всем последователям Христовым разных эпох и народов, — «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Какова же эта вера людей, не имевших счастья лицезреть Божественного учителя? Особенность её совершенно не в том, чтобы признавать существование Бога, и даже Воскресение Христа как исторический факт. Человек должен научиться жить верой, следовать евангельским заповедям. Эта вера не может быть теоретической, она не предмет кабинетных рассуждений или философского анализа, но опыт возрастания в любви к Богу и ближним.

Да, мы не созерцали своими глазами ни Иисуса Христа, ни апостолов, но мы твёрдо знаем, что Воскресший Господь является важнейшей частью нашего настоящего и нашего будущего. И такое убеждение рождается не от разума, поскольку мы не можем внушить себе того, чего не видели и не слышали, и к чему не прикасались наши руки, но от сердца. Именно в нём формируется наша вера, крепнет и становится свидетельством для других. Сам Христос называет носителей такой веры блаженными (Ин. 20, 29), то есть счастливыми. И мы подлинно счастливы иметь эту веру!

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.— Ин. 20, 29

Среди людей, к сожалению, есть неверующие. Но даже и среди тех, кто называет себя верующими, немало сомневающихся, некоторые из них признают существование некоей «Высшей силы», «Абсолюта» или «Мирового разума». В нашей стране всё это порождение богоборческой эпохи, десятилетий попыток взрастить атеистически настроенные поколения, а также последнего времени, когда люди стремятся выбрать себе «комфортную веру», оправдывающую вольную жизнь, страсти и пороки.

Однако для христианина возможна вера только в Личного Бога. Таковым является для нас Господь Иисус Христос — поруганный и распятый, но и воскресший и победивший. Христианин должен проповедовать такого Бога своим образом жизни, поступками и словами. Тогда и праздновать Пасху мы можем не один раз в году, но каждый день (преподобный Феодор Студит. О Пасхе). Пусть поможет нам в этом Любящий и Милующий нас Господь Иисус Христос. Аминь!

Христос Воскресе!