Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

Село Даниловское (Даниловская слобода), С. Ю. Чусов

Селение располагалось неподалеку от Данилова монастыря. Согласно археологическим данным, оно существовало уже во второй половине X в.

В конце XIII в. князем Даниилом Московским на небольшом холме у слияния речки, известной с XVI в. как Даниловка, с рекой Москвой в Замоскворечье была поставлена деревянная церковь во имя Даниила Столпника. При ней образовался монастырь, получивший имя Данилова. Он располагался на северном берегу речки, а селение, ставшее, очевидно, монастырским, — на южном (до этого оно занимало оба берега). Однако в 1330 г., после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. В Степенной книге это описывается так:

«Мнозем же летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде… яко ни следу монастыря познаватися, токмо едина церковь оста…, и прозва ся место оно сельцо Даниловское…».

Село, по-видимому, сохраняло как приходской храм во имя Даниила Столпника, принадлежавший еще монастырю. Вокруг него на монастырище образовалось сельское кладбище.

Считается, что в 1555 г. повелением царя Иоанна Грозного и митрополита Макария монастырь был возобновлен. На старом месте поставили каменный собор, престол же местной сельской церкви, возможно, перенесли на южный берег, внутрь прихода, где его показывают документы XVII в.

Из-за важного стратегического положения Даниловского на подступах к Москве вблизи него разворачиваются многие военные действия конца XVI—начала XVII в. В 1610 г. во время боев с тушинцами монастырь и село, видимо, были сожжены (об этом известно из донесения в лагерь Сигизмунда III под Смоленск).

Однако вскоре село восстанавливается. Вероятно, в это время оно стало слободой. Писцовая книга 1627 г., показывая монастырь в Ратуеве стану, сообщает:

«да за монастырем слобода, что исстари слыло село Даниловское».

В ней было 28 крестьянских и бобыльских дворов. Здесь же, в Замоскворечье за Серпуховскими воротами, находились обширные пахотные земли Данилова монастыря. Лес, некогда стоявший с северной стороны монастыря, постепенно был вырублен. В 1620—1640-е годы недалеко от монастыря стали строить кирпичные заводы, число которых к концу XVIII в. достигло 101.

По переписи 1715—1716 гг., при монастыре находились скотный двор, двор священника кремлевского Благовещенского собора, в котором жил «человек ево», и дворы монастырского слуги, конюха и плотника, где проживало 15 человек. Рядом было село Даниловское, «а в нем церковь Воскресения Христова», около которой находились 3 двора церковных служителей и двор «предилщика канатного заводу» (этот завод был основан возле монастыря в 1710 г. по указу Петра I) с населением в 18 человек. В селе же было 9 крестьянских дворов (53 чел.) и 14 бобыльских (58 чел.). Кроме того отмечалось, что, на

«земле ж Даниловского монастыря построены дворы разных всяких чинов людей, а оброку они с тех дворов по Указу Великого Государя платят в Монастырский приказ, а в Даниловском монастыре они не ведомы, а что числом тех дворов и кто имени в тех дворех жители, о том их неведомо ж»2.

На планах того времени можно заметить ряд строений вокруг Данилова монастыря. Так, на плане Москвы 1735 г. между монастырем и Спасской заставой ближе к Новоспасскому мосту показаны кирпичные заводы. Вдоль речки Худеницы также изображены кирпичные заводы и живодерные дворы, растянутые вдоль берега в 2 верстах от жилья и в 40 м от Серпуховской дороги. На карте 1767 г. от Новоспасского моста к Данилову монастырю простиралось пустынное поле до самой Серпуховской заставы с четырьмя маленькими квадратами строений подле монастыря. Между ручьем, который впадал в Москву-реку восточнее монастыря (теперь на этом месте железнодорожные пути Павелецкой дороги), и Дубининской улицей на участке загородного двора генерал-прокурора А. И. Глебова обозначена Павловская больница с деревянными зданиями и обширным парком, заканчивавшимся на востоке двумя прудами. В эти годы были разработаны проекты строительства плотины на реке у стен монастыря, так и не осуществившиеся3.

Секуляризация монастырских владений в 1764 г. коснулась и Даниловского: оно перешло в ведение Коллегии Экономии. Генеральным межеванием 1766 г. и Экономическими примечаниями к нему село описывается как

«Ведомства Коллегии Экономии бывшего владения… Данилова монастыря».

Здесь было 37 дворов, проживало 115 мужчин и 121 женщина. Селение занимало 34 десятины, пашни — 111 дес. 61 кв. саж., сенные покосы — 311 дес. 1509 кв. саж., неудобья — 31 дес. 750 кв. саж. Все земельные угодья составляли 488 дес. 20 кв. саж.

«Село по обе стороны Большой Серпуховской дороги и на правом берегу Москвы реки и на левой стороне Кадашевского оврага. Церковь каменная Святого Благоверного князя Даниила, во оном селе состоят разныя чинов люди и суконая фабрика купца Василья Андреева сына Киреева, на которой в действии 24 станка, а на оных делаются российския сукна и продаются в суконном ряду, работают наемные люди».

Здесь же упоминались и «кирпичныя заводы разных содержателей». Территория владения определялась «по обе стороны» Камер-Коллежского вала, в нее также входило кладбище, при котором «деревянная церковь Сорока святых мученников и дворы церковнослужителей». Экономическая характеристика владения давалась такая: «земля песчанная, хлеб и покосы средственные, крестьяне на оброке»4.

Упоминающаяся каменная церковь была построена на месте деревянной Даниила Столпника в 1699 г. на средства некоего Федора Васильева. В 1722 г. в ней было указано 4 престола: Воскресенский — главный, Петра и Павла, Святого Николая и Пророка Илии. Следует отметить, что в 1834 г. купец Иван Назарьевич Рыбников построил ныне существующий храм того же имени, но несколько на другом месте, ибо старая церковь стояла на древнем кладбище. Новый храм был освящен в 1837 г., причем был прибавлен еще придел Иоанна Златоуста. По преданию, неподалеку от монастыря находилось древнейшее в Москве иноверческое кладбище, при строительстве монастырских стен были использованы взятые с него надгробные плиты XVI в. с надписями на латинском, немецком, английском, итальянском и армянском языках. Во время эпидемии чумы 1771 г. у стен монастыря открылось кладбище (до нашего времени не сохранилось), на котором хоронили не только тех, кто умер в карантине, но и тела, собранные в окрестностях обители. По некоторым данным, существующее Даниловское кладбище тоже основано монастырем. 31 декабря 1772 г. на этом кладбище была освящена деревянная церковь Священномучеников Херсонских. Впоследствии, с 1829 по 1838 г., здесь на средства известного благотворителя С. Л. Лепешкина выстроили каменый храм Сошествия Святого Духа с приделом Св. Мучеников Херсонских и Успения Св. Анны, который в начале XX в. был расширен и великолепно отделан5.

В 1782 г. около монастыря через Москву-реку был наведен «живой» мост, то есть связанный из бревен и лежавший на поверхности воды, а в 1805 г. здесь установили отметку уровня воды — «московский нуль» (то, что в 1805 году был построен каменный Даниловский мост, по нашему мнению, является сомнительным). В 1785 г. все свободные земли вокруг монастыря передали городу под застройку жилыми домами6.

После 1797 г. с. Даниловское было переведено в ведение Департамента Уделов, в Коломенский приказ. По данным 1816 г., в нем было 16 семей, 33 чел. мужского пола, 41 чел. женского, а в 1850 г. — 13 семей, 26 мужчин, 43 женщины. В 1859 г. здесь были церковноприходское училище, богадельня и 1 завод7.

В послереформенные годы судьба селения резко изменилась. По переписи 1869 г., здесь проживали 41 мужчина и 62 женщины. Данные 1877 г. отмечают тут 18 хозяйств, во владении крестьян находилось 125,3 дес. земли (сколько и до реформы), то есть на одну душу приходился крупный по местным меркам надел (3,4 дес.). Крестьяне зерновых не сеяли, а только разводили картофель. Селение было прекрасно обеспечено скотом: 35 лошадей и 15 коров. Различных платежей в год приходилось по 9,9 р. на надел. В 1870 г. даниловские крестьяне продали огороднику Одинокову 5 дес. из своего владения за 4 тыс. руб. и этими деньгами полностью выкупили у казны всю свою общинную землю. С того момента они стали активно сдавать ее в аренду и продавать (так за 1872—1877 гг. был зарегистрирован 141 случай сдачи здесь земли в аренду под строения)8. Землю продавали как своим односельчанам, так и посторонним.

В 1870 г. 14 с половиною дес. своей земли крестьяне продали московскому купцу 1-й гильдии Василию Ефремовичу Мещерину, который в 1867 г. основал тут бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную фабрику (Даниловскую мануфактуру). Количество фабрик и заводов быстро возрастало. Описание 1884 г. отмечает здесь 1 бумагокрасильную фабрику, 2 завода (клеевой и мыльный), сенной склад. По данным 1911 г., кроме Даниловской мануфактуры, на которой работало 5310 человек, существовали еще обойная фабрика О. Д. Алпатовой (год открытия — 1849), чесальная и шерстопрядильная фабрики Товарищества Даниловской камвольной прядильни (1884 г.), кожевенный завод Дементи (1896 г.), скорняжно-сырейная фабрика С. Л. Герасимова (1907 г.). Кроме того, уже на территории города, на Даниловской ул., находились чугунно-литейный и механический завод Гоппера (1847 г.) — ныне электромеханический завод им. Владимира Ильича, столярно-паркетная фабрика Ганзен (1904 г.), суконная фабрика Г. П. Котова (1876 г.), бетонный завод Рубенштейна (1910 г.)9.

По данным 1899 г. в селе было 95 изб, жили 1293 мужчины и 523 женщины. Крестьяне занимались огородничеством (на землях, где р. Москва с южного направления поворачивала на запад, а затем опять на юг) и разной торговлей. Всего этим было занято 173 семьи, причем 37% из них имели наемных рабочих (в среднем 10 рабочих на 1 семью)10.

Активная продажа крестьянами своей земли привела к тому, что уже в начале 1900-х годов по ходатайству оставшихся трех членов Даниловского крестьянского общества оно было упразднено. Образовался подмосковный пригород под названием Даниловская слобода. В 1901 г. часть ее отошла к городу (по левую сторону Серпуховского шоссе). В то же время рост пригорода за счет уездной земли продолжился. На земле крестьян д. Нижние Котлы возникла фабричная Нижнекотловская слобода. С 1900 г. пошла под застройку удельная и частновладельческая земля в районе Михайловской и Скотопрогонной (ныне м. Тульской) улиц. Здесь сформировался район мелкой и средней владельческой застройки. Благоустроенность Даниловской слободы была крайне низкой. В 1897 г. земство устроило здесь освещение, но через десять лет фонари были сняты. Большинство улиц было замощено булыжником, но качество покрытия было таким низким, что, например, Скотопрогонная ул. в сырую погоду делалась совершенно непроходимой. Из-за невозможности пользоваться городским водопроводом, жители брали воду из колодцев, не очень чистую, к тому же вблизи колодцев находилось кладбище. Для сброса нечистот использовались соседние овраги. Единственная больница на 82 койки с двумя врачами находилась при Даниловской мануфактуре и предназначалась только для фабричных работников, причем качество медицинской помощи в ней было весьма невысоким11.

В 1868 г. в Даниловской слободе фабрикантом В. Е. Мещериным было основано Воскресенское церковно-приходское училище, попечителем которого он стал (а после его смерти — его жена). Оно находилось на Набережной ул., на 2-м этаже церковного здания и при нем был сад в 1/2 десятины. Училище, кроме самого помещения, содержалось на средства попечителя, было полностью обеспечено учебными пособиями, но не имело библиотеки. Кроме прочих предметов там преподавались пение и черчение. Учителя жили в том же здании. В 1881 г. В. Е. Мещерин основал еще училище при Даниловской мануфактуре. Оно помещалось в одноэтажном каменном флигеле при фабрике, причем в 1884 г. планировалось построить для него специальное здание. Здесь также не было недостатка в учебных пособиях, имелась библиотечка книг на двадцать. Учителя жили отдельно. Содержание училища обходилось Товариществу Даниловской мануфактуры в 2900 руб. в год. Его посещали дети как с фабрики, так и из Даниловской слободы, деревень Верхние и Нижние Котлы. В 1907—08 учебном году в Даниловской слободе открылось земское училище (в 1911—1912 учебном году его посещало 127 учащихся)12.

В 1905—1906 гг. Даниловская слобода, Даниловская мануфактура и прочие фабрики этой местности, оставаясь административно в составе Московского уезда, в полицейском отношении перешли в ведение городской полиции13.

В 1910 гг. вся Даниловская слобода окончательно вошла в состав Москвы.

Примечания

1. Беляев Л. А. Даниловское // История сел и деревень Подмосковья XIV—XX вв. М., 1993. Вып. 5. С. 84—87; Сорок сороков.

М., 1992. Т. 1. С. 264; Бураков Ю. Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. С. 27—32.

2. РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 261, л. 90—95 об.

3. Бураков Ю. Н. Указ. соч. С. 32—33.

4. РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 775, л. 34 об-35.

5. Сорок сороков. Т. 1. С. 264—265; М., 1995. Т. 3. С. 125—127; Бураков Ю. Н. Указ. соч. С. 37.

6. Бураков Ю. Н. Указ. соч. С. 33 (сказано также, что в 1805 году был построен каменный Даниловский мост, но откуда взята эта противоречивая информация неизвестно, да и мост этот на картах XIX в. не показан).

7. ЦИАМ, ф. 364, оп. 1, д. 5712; ф. 51, оп. 8, д. 124, л. 587 об-591; д. 590, л. 632 об-637; Огородников Е. К. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1862. С. 20.

8. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел хозяйственной статистики. М., 1887. Т. 1, вып. 1.

С. 19, 73. Прилож. 1. С. 36—37.

9. Там же. Прилож. 2. С. 18—19; Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911. С. 54—57; Афанасьев В. П. Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. М., 1884. С. 54.

10. Московская губерния по местному обследованию 1898—1900 гг. М., 1904. Т. 1. Вып. 3. С. 62—65.

11. Экономическо-статистический сборник. М., 1913. Вып. 6.

С. 196—198, 202—203.

12. Сборник статистических сведений по Московской губернии… М., 1884. Т. 9. Отд. 2. С. 751,753; Экономическо-статистический сборник. Вып. 6. С. 203.

13. Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. Населенные местности Московской губернии. С. 10.