Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

Проповедь митрополита Волоколамского Илариона на праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Митрополит Волоколамский Иларион

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня воскресный день совпал с праздником, который в русской традиции получил именование Воскресения словущего, то есть так называемого воскресения. В литургическом церковном уставе он называется праздником Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Праздник этот полюбился русскому народу прежде всего потому, что он напоминает о воскресении Христовом, потому что среди осени, когда Пасха давно уже прошла, а следующая еще далека, православные христиане слышат пасхальные песнопения, исполняемые в воспоминание произошедшего в IV столетии события, в честь которого установлен этот праздник.

Мы помним из Евангелия о том, что когда Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, ученики показывали ему здание храма иерусалимского и восхищались его красотой, его архитектурой, его размерами. И Господь сказал:

«Настанет время, когда не останется здесь камня на камне — все будет разрушено».— Мф 24. 2

Это время настало очень скоро. В 70 году нашей эры римские войска вошли в Иерусалим и уничтожили этот город до основания, так, что не осталось в нем камня на камне, и народ израильский, потеряв свою землю – ту самую, обетованную, которую он получил от Бога, – рассеялся по всему лицу земли. До сего дня многие представители этого народа пребывают в рассеянии, проживая в разных странах и говоря на разных языках. Государство Израиль, как мы знаем, было восстановлено только в XX веке, но от старого Иерусалима мало что осталось, а от древнего иерусалимского храма осталась только одна стена, которая называется стеной плача, ибо туда приходят евреи со всего мира оплакивать судьбу библейского народа.

Но праздник сегодняшний говорит нам не об этом, а о том, что происходило в IV веке, когда равноапостольный император Константин захотел воссоздать Иерусалим, воссоздать именно как священный город, где пострадал и воскрес Господь наш и Спаситель Иисус Христос. С этим городом связаны такие знаменательные события, как обретение Креста Господня, которое мы будем праздновать завтра, обретение многих других христианских святынь и восстановление, а вернее, воссоздание храма в честь Воскресения Христова на Голгофе, на том месте, где был распят наш Спаситель.

Мы очень мало знаем о том, что происходило на месте, где стоял Иерусалим, между 70-м годом, когда этот город был разрушен, и IV веком, когда город был воссоздан тщанием равноапостольного императора Константина. Скорее всего, там было место запустения, руины древнего града, где, может быть, проживали оставшиеся в живых после нашествия римлян люди и где никто не чаял, что вновь возникнет великий и прекрасный город, но только уже не тот, который строился на протяжении веков руками евреев и иудейских царей, а тот, который был построен попечением благочестивого христианского императора, прежде всего как место паломничества, как духовный центр. Центральным местом его должен был стать храм в честь Воскресения Христова в Иерусалиме. Именно строительство этого храма, его воссоздание на том месте, где Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес, легло в основу празднования, которое мы совершаем сегодня.

Иерусалим является священной столицей для всех христиан. На воскресном вечернем богослужении мы слышим слова, которые многие ныне не понимают:

«Радуйся, Сионе святый, мати Церквей, Божие жилище, ты бо приял еси первый оставление грехов Воскресением».

Кто сейчас знает, что такое Сион святый, почему он должен радоваться, почему он приял оставление грехов? А ведь Сион святый – это не что иное, как Иерусалим. Именно этот град первый воспринял весть о воскресении Христовом, именно Иерусалим является матерью Церквей и жилищем Божиим, именно отсюда воссияла наша христианская вера. Уже в I – III веках возникали новые христианские центры, такие как Рим, Антиохия, Александрия, с IV века начинает возвышаться на востоке Константинополь как столица Восточной Римской империи, но Иерусалим остается священным городом для всех христиан. Именно поэтому император Константин захотел воссоздать сей город, чтобы люди со всех концов земли приезжали туда поклоняться Гробу Господню и другим святыням Святой Земли и вспоминать Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме напоминает нам и о том духовном обновлении, к которому призывает нас Господь Иисус Христос. Не каждый из нас может позволить себе съездить в Иерусалим и поклониться его святыням, но, как писал в том же IV веке святитель Григорий Нисский, для того, чтобы соединиться с Богом, совершенно не обязательно ехать в Иерусалим. Можно жить так, что в твоем сердце будет Иерусалим, Голгофа, Воскресение Христово и сам ты будешь храмом Божиим. К этому и призывает нас Господь в этот праздник. Он призывает нас к тому, чтоб мы духовно обновлялись, чтобы вспоминали о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, потому что Господь пришел на землю, пострадал и умер за наши грехи.

И хотя спасение воссияло из Иерусалима и Иерусалим первым воспринял весть о Воскресении Христовом, первым получил отпущение грехов, эта весть распространилась на все человечество. И сегодня не важно, где ты находишься: в Иерусалиме в храме Воскресения Христова, или в Москве на Большой Ордынке, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – везде и повсюду действует благодать Божия, в каждом христианском храме присутствует Сам Господь всей полнотой Своей благодати и Своей Божественной силы. В каждом христианском храме в воспоминание Господа Иисуса Христа, Его смерти и воскресения совершается Божественная Евхаристия, на которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. В каждом храме Православной Церкви человек может приходить на богослужение, причащаться святых Христовых Таин, соединяться с Богом духовно и телесно, духовно обновляться и становиться храмом Божиим, подобно тому, как храмом Божиим и вместилищем Бога Живаго становились многие святые, от века Богу благоугодившие.