Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

10 апреля 2021 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 1-я в текущем году «Евангельская встреча»

10 апреля 2021 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 1-я в текущем году «Евангельская встреча».

После перерыва, вызванного противоэпидемическими ограничениями, состоялась первая в текущем году «Евангельская встреча», посвященная теме «Награда от Бога и человеческая справедливость». Ведущий встречи настоятель храма протоиерей Игорь Якимчук предложил рассмотреть эту тему на примере отрывка из Евангелия от Матфея (Мф. 19.27 – 20.16). В данном фрагменте апостол Петр спрашивает Иисуса Христа о том, как будут вознаграждены ученики Господа за то, что оставили свои семьи и имущество и последовали за Ним. Отвечая на этот вопрос, Спаситель пообещал, что всякий, кто оставит что-либо ради имени Его, «получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 30). Вместе с тем, награда, ниспосылаемая от Бога, не пропорциональна человеческим усилиям, а законы справедливого, по земным меркам, пропорционального воздаяния за труды и заслуги в отношении Бога не действуют. То, как Бог выстраивает Свои взаимоотношения с людьми, не укладывается в рамки обычной человеческой логики. Данная истина в Евангелии проиллюстрирована притчей о работниках в винограднике. Будучи нанятыми в разное время, все они получили одинаковую плату, как те, кто работал с самого утра, так и те, кто привлекался к труду только на один час.

Ведущий встречи обратил внимание на то, что на сюжет данной притчи был взят за основу «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста, которое читается во всех православных храмах в пасхальную ночь. В этом Слове к участию в пасхальном торжестве призываются все вне зависимости от того, соблюдали они пост, предшествующий Пасхе, или нет. В этом отношении незначительные усилия и даже простое намерение приравниваются к долгому и продолжительному труду. Праздник Пасхи на земле становится прообразом Царства Небесного, где действуют не законы человеческой справедливости, а закон Божественной любви ко всякому человеку, вне зависимости от того, на каком этапе он уверовал во Христа и сколько доброго успел сделать в жизни.

Притча о работниках в винограднике со всей остротой ставит вопрос , что необходимо человеку для спасения: собственные усилия и праведность или Божия милость. Протоиерей Игорь Якимчук рассказал о том, какие подходы к этому вопросу существовали в богословии различных христианских деноминаций. Так, католическая церковь в Средние века развивала учение о необходимости для спасения помимо веры некоторого количества добрых дел, а также об якобы существовании сверхдолжных заслуг, которые папа может перераспределять между людьми с помощью индульгенций. Злоупотребления, связанные с распространением последних, стали одной из причин возникновения протестантизма, идеологи которого учили, что спасение осуществляется только верой в Иисуса, а личные заслуги человека для спасения никакого значения не имеют.

Православная традиция далека и от той, и от другой крайности. Она всегда подчеркивала, что без веры в Иисуса Христа и без Церкви спасение невозможно, однако при этом христианин является не пассивным получателем искупительного подвига Иисуса Христа, а Его активным соработником, получая награду за свой труд, а не за бездействие. Решение же о судьбе человека в вечности принимает Сам Бог, и Он абсолютно свободен в этом решении.

Изучение избранного фрагмента Евангелия вызвало оживленную дискуссию участников встречи на заданную тему. На их многочисленные вопросы ответил протоиерей Игорь Якимчук.