8 ноября 2015 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялся концерт духовной музыки
8 ноября 2015 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе в рамках Московского фестиваля «Вселенная русского хора» состоялся концерт духовной музыки, посвящённый 175-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского и в память со дня его кончины.
Камерный хор «Московские певчие» совместно со студентами музыкальных учебных заведений Москвы во главе с художественным руководителем и дирижёром И. Ю. Мякишевым исполнили сочинение П. И. Чайковского «Литургия св. Иоанна Златоустого».
Послушать произведение собрались прихожане храма и гости.
Перед началом выступления к собравшимся обратился клирик храма протоиерей Сергий Звонарёв, поприветствовав хоровой коллектив и его руководителя. Он напомнил, что храм Воскресения Словущего уже второй раз принимает под своими сводами камерный хор, который 1 марта в Неделю Торжества Православия совместно с другими певческими коллективами выступил с концертной программой, посвящённой памяти отечественного дирижёра, композитора и педагога Н. С. Голованова.
Священник выразил надежду на дальнейшее развитие добрых отношений с камерным хором и его руководителем.
Затем к собравшимся обратился научный сотрудник Музея музыкальной культуры им. Глинки А. А. Наумов, который рассказал об истории создания произведения и его последующей судьбе.
Литургия святого Иоанна Златоустого - цикл песнопений для смешанного хора (в оригинале подразумевается хор, составленный из голосов мужчин и мальчиков), состоящий из 15 частей:
- Господи помилуй
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
- Приидите, поклонимся
- Аллилуйя
- Слава Тебе
- Херувимская
- Господи помилуй
- Верую
- Милость мира
- Тебе поём
- Достойно есть
- Аминь. И со духом Твоим
- Отче наш
- Хвалите Господа с небес
- Благословен грядый во имя Господне
Впервые исполнена предположительно в мае 1879 в Киеве, в Университетской церкви. О первом исполнении цикла в Киеве известно лишь из письма Чайковского. Никаких сведений об этой премьере не имеется.
Музыкальные произведения П. И. Чайковского тесно связаны c духовным обликом композитора и его верой. Подтверждением религиозности композитора был его интерес к вопросам стиля, содержания и исполнения церковной музыки. Петр Ильич стремился внести свой вклад в наследие национальной церковной музыки, которую он сам воспринимал как «огромное и еще едва тронутое поле деятельности», нуждающееся в возделывании, так как церковное пение той эпохи часто «мало гармонировало с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы».
Чайковский написал полные, музыкально завершенные циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882). Кроме того, им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст «Ангел вопияше».
П.И. Чайковский сыграл свою роль в деятельности Синодального училища. Для наблюдения за благоустройством церковно-певческой части в училище и для направления Синодального хора к «преуспеянию в духе древнего православного церковного пения» был учрежден Наблюдательный совет, в первый состав которого вошли такие корифеи, как П. И. Чайковский и протоиерей Димитрий Разумовский.